Церковно-приходская летопись


Одним из удивительных источников краеведческой и генеалогической информации являются Церковно-приходские летописи. К сожалению, они встречаются в архивах крайне редко. Предлагаем Вашему вниманию отрывок из церковно-приходской летописи церкви Федоровской иконы Божьей матери слободы Дмитриевки Таганрогского округа области Войска Донского (Государственный архив Донецкой области, ф. Ф-20, оп.1, д.9).

00097//
л.3об-4
Церковно-приходская летопись Богородицкой церкви слободы Дмитриевки Новопавловскаго благочиния

Часть первая
Общее описание храма

1) О храме

Богородицкая церковь слободы Дмитриевки построена из дикаго камня в 1797м году по усердию и на средства помещика Генерала от кавалерии Дмитрия Ивановича Иловайскаго на его же усадебном месте, в 20ти саженях через проезжую дорогу от его домов, с благославления Преосвященнаго Тихона, Епископа Воронежскаго и Елецкаго, теперь Святителя Задонскаго, о чем имеется грамота следующего содержания:

Божиею милостию
Смиренный Тихон, Епископ Воронежский и Елецкий. По соизволению светлейшаго правител ствующаго всероссийскаго синода, и по власти данной нам от великаго Архиерея Господа нашего Иисуса Христа, Благославляем мы по прошению Епархии наше войска донскаго старшины от армии полковника Дмитрия Иловайскаго в слободе его Дмитриевке, состоящей на Миусе при усте Нагольной речке, вновь церковь деревянным зданием во имя великомученика Димитрия (два слова затерто) Феодоровския черкаскаго духовнаго правления из присутствующих от дел свободнее, имеет оную церковь с подлежащим молитвословием, как, и когда угодно будет создателю святаго храма, заложить.
Когда же храм устроен, и всем церковным благолепием снабден, и отведенная земля подселидбу и на содержание священно и церковно служителем в войсковом гражданском правительстве записана, и из онаго священнику с причетники дан будет писменной вид, тогда и об освящении онаго храма Благословение наше воспоследует. Дана сия граммата, в Воронеж, за подписаеием нашая руки, и с приложением печати.+ Маия 22го дня 1873го года. Которую и повелеть хранить во храме» (1/2 строки выцвели, почему и не разберешь).
Ниже на средине имеется сургучная печать Святителя в вершок в диаметре, отлитая, как видно, в форме, и вокруг ея надпись славянским шрифтом: «п. преосвященнаго Тихона Епископа Воронежскаго и Елецкаго», а всередине одна благословляющая рука, окруженная двумя пальмовыми ветками.
Храм этот и до настоящего времени сохранил свой прежний вид во всех его внутренних частях, хотя в 1857м году в силу
//
л.4об-5
тесноты, сыном прежняго строителя, Генералом Василием Димитриевичем Иловайским, и на его же средства сооружены пристрои к церкви с северной и с южной ея сторон во всю длину храма до колокольни, оставив, таким образом, главную церковь среди пристроев в ея прежнем виде, а на восточной части только немного вперед выступает главный полукруглый Богородицкий алтарь относительно таковых же предельных. Но помещик Генерал Василий Димитриевич Иловайский, возвел одни только стены в пределах, не украсив ни одного из них иконостасом, так как время было уже близко к освобождению крестьян, при том же, его нездоровье заставило на время переселиться в Москву для лечения, но там его застал и манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и уже больше он в слоб. Димитриевку не являлся и в Москве же вскоре и умер. И уже в 1867м году крестьяне слободы Димитриевки устроили иконостас в южном приделе с престолом в честь Трех Святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, северный же придел и поныне остается без иконостаса и алтаря.

//